Записки логопеда

Почему первокласснику разонравилась школа?

Что же случилось? Ведь было все так хорошо. Ребенок с волнением и радостью ждал тот день, когда наступит сентябрь, и он вместе с остальными  ребятами, которые стали такими же большими, как и он сам, пойдет в школу. Наконец-то этот день настал. Первый день принес огромные впечатления и об учительнице, самой любимой, и об одноклассниках, и о книжках,  по которым будет учиться, а самое главное о школе, ведь она такая большая и красивая. Желание получать одни только пятерки присутствует постоянно. Но проходит сентябрь, октябрь… У ребенка появляется нежелание ходить в школу.  Что же произошло? А вот что.

 

Подготовительный период дошкольного возраста является ярким показателем всецелой готовности ребенка  к школе. К этому времени ребенок должен иметь целый арсенал развитых процессов, как память, речь, внимание, мышление и т.д. Давайте разберемся, а для чего это нужно, ведь в школе всему научат. Сразу можно сказать, что развить и скорректировать недоразвитие каких-либо процессов может только специалист.

 

Но давайте разберем механизм получения и усвоения знаний детьми. Сидеть на уроке и слушать учителя – дело серьезное, ведь в это время работают, как минимум, внимание, мышление и фонематический слух (звукоразличение в словах). Ребенок должен слушать и слышать то, о чем идет речь, а потом уже понимать. Если у ребенка не развит фонематический слух, то о ребенке можно сказать, он так внимательно слушает, но всё пропускает «мимо ушей». А ведь он, действительно, внимательно слушает, но сходные по звучанию звуки  - звонкие и глухие у него путаются, мягкие и твердые звуки смешиваются, поэтому вместо мишка он слышит миска, смешивает слова: зуб – суп, бочка – почка, дочка – ночка, марка – майка  и другие. Ребенок слышит так, как  будто бы находится в бассейне, т.е. слышит, но не четко. А прибавьте к этому еще и маленький жизненный опыт, который мешает точно понять какие слова и их смысловое значение сейчас было произнесено.

 

Другая сторона трудностей в обучении ребенка – это неумение правильно произносить звуки. В лучшем случае дети приходят в школу с одним-двумя плохо выговариваемыми звуками, а если их больше? Картина вырисовывается неприглядная. Смотрите, выше мы уже затронули фонематический слух (плохо различает речь, обращенную к нему), а еще и прибавилась проблема ответить на вопрос учителя, ведь учитель слышит косноязычную речь ребенка и правильность ответа выявить не может, т.к. у ребенка «каша во рту». Вывод делайте сами. Но мы забыли о самом главном – об эмоциональном состоянии ребенка, о его желании учиться. А состояние таково: меня не понимают, меня мало спрашивают, я отвечаю, а учительница… Таким образом, менее сложный вид нарушения речи, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи оборачивается у ребенка в большую проблему – нежелание посещать школу, а значит и учиться, ведь для него это слишком сложно, а теперь уже и не интересно.

 

Как же помочь ребенку, как распознать такое течение проблем, ведь они скрыты от глаз родителей? Как можно заметить, что ребенок не четко слышит обращенную к нему речь? Во-первых, он часто переспрашивает, когда к нему обращаются, во-вторых, во время разговора приглядывается на положение губ говорящего, и в-третьих, не всегда правильно, а иногда и не выполняет поручения, которые ему даются, он их не запоминает, а, следовательно, снова пропускает «мимо ушей».

 

Что могут родители, как они должны на это среагировать? Сначала проверить его физический слух у ЛОР – врача, а затем срочно обратиться к логопеду. Ведь логопед не только исправляет звукопроизношение, он исправляет всю структуру речи. А речь состоит из нескольких составляющих: звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй (когда слова в речи «живут» дружно) и связная устная и письменная речь школьников в будущем. Ведь в школьный период ярко проявляются скрытые проблемы дошкольного периода. О проблемах школьников 2 – 4 классов, о нарушениях устной и письменной речи  учащихся. Что такое дисграфия и дислексия, мы поговорим в следующий раз.

Давайте детям будем помогать, а не ругать за их плохие оценки, ведь они не всегда ленятся просто так. Задумайтесь об этом…

 

Краснова Е. А.

"Здоровье детей", №4/2013

Нет комментариев

Добавить комментарий